23 июня - 120 лет со дня рождения Анны Ахматовой. О ней рассказывает автор книги «Ахматовские зеркала» актриса Алла Демидова.
«Изъятая» хроника
- Интересоваться Ахматовой я начала ещё в университете, примерно
году в 1957-м. Тогда мне передали отпечатанную на папиросной бумаге
копию ахматовской «Поэмы без героя». С тех пор собираю всё, касающееся
Ахматовой.
Знаете, как-то ночью, будучи в Канаде, я
переключала каналы телевизора и вдруг услышала свой голос - шёл фильм
об Ахматовой. Я увидела уникальную хронику, о которой мне рассказывал
режиссёр Семён Аранович и которая каким-то образом «исчезла» с
«Ленфильма». Тогда, в 1966 году, Аранович узнал, что тело Ахматовой из
подмосковного Домодедова, где она умерла, привезут в Ленинград из
Москвы, и вместе с оператором поехал на аэродром снимать это событие.
Первые дни весны (Ахматова скончалась 5 марта. - Прим. ред.), метёт
мартовская позёмка, на ветру мёрзнут невыспавшиеся писатели, и им по
обычной багажной бирке вместе с чемоданами выдают деревянный ящик с
телом Ахматовой. Потом все загрузились в автобус. Отпевание,
гражданская панихида... И в церкви сын Анны Ахматовой Лев Николаевич
Гумилёв, увидев съёмки, взял снимавших всё это за грудки, сказал: «Где
вы были, когда она была жива? Что ж вы теперь, как коршуны, слетелись?»
И вот я в Канаде всё это вижу по телевизору! А у нас тогда «материал
изъяли». Каким образом он попал на Запад?
Две славы Анны
Среди книг об Ахматовой очень много женских. Это неслучайно -
женскому любопытству всегда было лестно узнавать и пересказывать
услышанное про романы и любовников. Но самый интересный из таких
рассказов - дневник писателя Павла Лукницкого.
(Когда-то
Лукницкий задумал написать биографию своего любимого поэта - Гумилёва.
Собирая материал, он очень сблизился с его женой - Анной Ахматовой. И
на пять лет стал её секретарём и самым близким другом. Всё, случившееся
с ним в те годы, он записывал в дневник. Дневник получился очень
откровенный. Не зря он перед смертью очень много сжёг - рассказы об их
любовных отношениях, о её страстной натуре.
Конечно, у
Ахматовой не ангельский был характер. В своих дневниках Лукницкий
вспоминает: было время, когда поэт Осип Мандельштам сильно ухаживал за
нею. Однако Ахматова оставалась неприступна: «Он был мне физически
неприятен. Я не могла, например, когда он целовал мне руку». Или другой
эпизод: один из известных артистов пристал на Невском к Ахматовой. Она
долго сдерживалась, но наконец, взглянув на него в упор, спокойно
сказала: «Сволочь!» Артист отстал. По воспоминаниям Лукницкого, она не
умела (или не желала) скрывать своё мнение о других: «Я не умею
кланяться публике. За что кланяться? За то, что публика выслушала? За
то, что аплодировала? Нет, кланяться совершенно не нужно». - Прим.
ред.).
Ахматова умела быть разной. До замужества с Гумилёвым
- своенравная, южная, такая русалка. Именно Гумилёв указал ей это
направление - поэзию несчастной любви. Потом грянула слава. Но сама
Ахматова писала о двух типах славы. Одна: когда ты в парижском наряде
едешь в ландо и вслед несётся: «Ахматова едет!» И другая: когда стоишь
в очереди за ржавой селёдкой и вдруг в спину тебе несётся твоё же:
«Свежо и остро пахнут морем на блюде устрицы во льду».